Shin Megami Tensei V ждали долго — официальный анонс проекта состоялся еще в 2017 году, во время анонса Nintendo Switch. Игру не показывали вплоть до 2021 года, когда на Direct объявили окончательную дату выхода и нам впервые показали игровой процесс: мы увидели синеволосого парня протагониста (да, это он, мы сами в шоке), новый взгляд на пост-апокалиптический Токио (в который раз), а также процесс исследования открытого мира.

Shin Megami Tensei V после 30 часов — Персона с душой или душная Персона?
Нахобино

И не уходя далеко, открытый мир, наверное лучший измененный аспект в пятерке – бродить по разрушенному Токио увлекательно в первую очередь из-за отличной реализации управления протагониста – главный герой быстро бегает, высоко прыгает и четко отзывается на движения стика. Если в прежние времена игроку приходилось бегать по локациям от абстрактных «теней» и «голограмм» (а раньше вообще приходилось иметь дело с рандомными боями), то теперь по открытому миру передвигаются сами демоны, мимо которых, подобно походам к боссам в Bloodborne, порой приходится пробегать, чтобы не тратить здоровье, ману и время на ненужные схватки. Тип построения подобного открытого мира устарел уже как несколько лет назад – здесь нет пазлов, нет пространственных головоломок или разрушаемых элементов (при том, что протагонист в принципе умеет атаковать), тем не менее его все еще интересно исследовать из-за возможностей по прокачке, которые предоставляет каждый новый регион.

Пост-апокалипсис в этот раз предстает перед нами в виде засыпанного песками мегаполиса, в котором нет ни одной людской души: небоскребы пали, магистрали разрушены, автомобили превратились в груды металлолома, и не считая технических ограничений, местные пейзажи выглядят впечатляюще, за исключением того, что здесь мало чего осталось узнаваемого от Токио – очень похожая ситуация сложилась и с Death Stranding, в которой от Америки в игре осталось лишь одно название.

Геймплей в Shin Megami Tensei цикличен — на протяжении всей игры мы будем собирать демонов, чтобы убивать более сильных демонов для того, чтобы с их же помощью убивать еще более сильных демонов.

Shin Megami Tensei V после 30 часов — Персона с душой или душная Персона?

Боевая система построена на системе стихийных слабостей, которых здесь семь: физический урон, огонь, лед, молния, ветер, свет и тьма. Есть противники с очевидными слабостями, как скажем Jack Frost, которого очевидно нужно валить напалмом, но чаще всего слабости местного демонического пантеона придется нащупывать методом научного тыка, переживая фрустрацию из-за ошибок или же испытывая эйфорию от случайного попадания в яблочко. Пробивая стихийные слабости вы не только наносите повышенный урон, но еще и к тому же получаете возможность сделать дополнительный ход и при идеальном раскладе вместо четырех положенных действий вы можете совершить вплоть до восьми движений.

Заполучать новых демонов можно путем переговоров, которые теперь немного легче, но, как и раньше все также интересны и требуют от игрока распознать, верный архетип своего собеседника — порой нужно быть абсолютно серьезным, иногда стоит предложить демону стать своим любовником, а еще очень часто демонов волнует длинна волос протагониста и в этом случае также приходиться выдавать оригинальный ответ. Также демонов можно создавать в Соборе Теней, где жертвуя двумя демонами вы получаете одного нового, в котором объединяются как новые способности, так и некоторые старые родительские умения.

И поверьте мне, заниматься этим придется очень часто — текучка кадров здесь похлеще чем в любой «Пятерочке»: со сменой локаций меняются демоны и их слабости, а сталкиваясь с сюжетными боссами необходимо полностью менять свой отряд, подстраиваясь под новую тактику.

Этот процесс увлекателен и требует от вас максимальной концентрации, поскольку если вы соберете полный отряд из демонов с огненными способностями — то вы очень быстро пожалеете о своем выборе и далеко с такой пати не уедете. Благо, несмотря на то, что в вашем отряде может быть только три демона, остальных ситуативных соратников можно хранить в постоянно расширяющемся запасе и использовать их при необходимости.

Расчёт — именно этим словом можно описать мой игровой опыт в Shin Megami Tensei V. На бой с боссом ты не можешь прийти с неполным здоровьем или маной, ты не можешь прийти с неправильным отрядом, ты не можешь прийти с пустым инвентарем, ты не можешь прийти с неполной шкалой Магатсухи (заполненность которой невозможно проверить вне боя) и в конце концов, ты не можешь прийти с недостаточным уровнем.

Да, в игре присутствует гринд — не критичный, но такой же раздражающий и вынуждающий тебя убивать одних и тех же демонов по одинаковому сценарию ради драгоценных очков опыта. А еще здесь есть нечестные ваншоты — сами гляньте:

Завязка событий здесь невзрачная, как и вся подача сюжета в целиком — волей случая главный герой попал в загробный мир, которым оказался альтернативный Токио, переживший всеуничтожающую войну между ангелами и демонами. Протагонист мог бы оказаться закуской для стаи демонов, если бы не таинственный Аогами, который предложил ему стать одним целым Нахобино (отсылка к синтоистской мифологии). Все бы хорошо, но ты не привязываешься к основным персонажам, чьи характеры здесь уж совсем картонные и однобокие. Пафос и эпический масштаб событий в сюжете присутствует, но шокирующего элемента здесь нет, из-за чего местная история не увлекательна и принимать решения здесь совсем уж неинтересно.

Сайдквесты от демонов здесь запоминаются гораздо сильнее, нежели сама основная история — короткие эпизоды разного характера разбавляют сюжетный маршрут Нахобино незамысловатыми заданиями в духе убей/принеси, но порой, с неожиданными поворотами.

Ну и конечно же музыка — Рёта Козука подхватил дело мастера Сёдзи Мегуро и пятая часть обладает уникальным звучанием, не похожим ни на одну другую игру. Два часа бальзама для ушей в видео ниже:

 

Обозревая Shin Megami Tensei V невозможно избежать сравнения с другими играми – нет, мы не говорим о серии Persona. Несмотря на то, что эти древнейшие видеоигровые сериалы разрабатываются одной и той же студией Atlus, а также имеют одинаковую основу боевой системы, эти игры на самом деле о совершенно разных вещах и делают их две разные производственные команды.

Чтобы оценить по достоинству Shin Megami Tensei V, нам необходимо заглянуть в ее прошлое и узнать, чего уже успела добиться серия к сегодняшнему дню.

Shin Megami Tensei имеет абсолютно серьезный тон — здесь все время вершатся судьбы человечества и всего мироздания в целом. В SMT от начала и до конца идет речь о центральной сюжетной идее противостояния двух противоположных идеологий хаоса и порядка, между которыми игрока заставляют совершить, в любом случае, некомфортный для себя выбор. У серии нет времени, чтобы уделять внимание персонажам, их эмоциям или переживаниям. Зло здесь на каждом шагу, но чем дальше вы находитесь на своем пути, тем больше вы начинаете сами себя ощущать настоящим злом.

Shin Megami Tensei V после 30 часов — Персона с душой или душная Персона?
Два экрана консоли 3DS в четверке были задействованы по максимуму

Shin Megami Tensei IV вышла эксклюзивно на 3DS и её можно смело называть одной из лучших игр на портативной системе от Nintendo. Она была отлично сбалансирована, имела необычный сеттинг, интригующую историю и бодрый боевой темп.

Вы начинаете игру в роли самурая вымышленного средневекового королевства, который сражается с демонами из подземного мира, но однажды, зайдя слишком глубоко в подземелье, главный герой обнаруживает, что под землей на самом находится современный Токио, где вместе каким-то образом пытаются уживаться как демоны, так и выжившие люди, едва сводящие концы с концами.

В играх с репетативным геймплеем разработчики всеми способами пытаются как можно дольше захватывать внимание игрока — отличный саундтрек (просто послушайте боевые темы), глубокое построение мира (дети, мечтающие увидеть настоящее солнце, голодающие люди не понимающие, зачем раньше человечество сидело на диетах), а также комфортный геймплей присутствуют в четверке.

Shin Megami Tensei V после 30 часов — Персона с душой или душная Персона?

Антиподом четвертой части является Shin Megami Tensei III — левиафан жанра JRPG, известный своей зубодробительной сложностью, не идущей ни на какие компромиссы с игроком. Атмосфера вымершего Токио, опустевших больниц, зданий и улиц давит ощущением тотального одиночества и вгоняет в безнадегу, которая усугубляется депрессивной музыкой и безжизненной графикой с оригинальной PS2.

Смерть главного героя здесь приравнивается к экрану «конец игры», рандомные стычки с врагами выбешивают, фазы луны вгоняют в замешательство, коридорные данжы раздражают — это морально устаревшая игра, которая зайдет разве что фанатам серии или особо упорным игрокам, готовым столкнуться с «real shin megami tensei experience».


В Shin Megami Tensei V разработчики попытались объединить лучшие аспекты из двух предыдущих частей основной серии, но в попытке создать монстра Франкенштейна у Atlus вышла довольно невзрачная игра, да еще и с невзрачным сюжетом. По меркам игровой индустрии она устарела еще до своего выхода, а в рамках серии Shin Megami Tensei игра ощущается в лучшем случае топтанием на месте. Тем не менее в своем нынешнем виде игра все еще способна дать прикурить легионам пошаговых JRPG от японских разработчиков.

Shin Megami Tensei V после 30 часов — Персона с душой или душная Персона?