Знаете, нынешний Голливуд периодически пытается воскрешать старые кино-франшизы 80-90-х и спустя много лет выпускать сюжетные продолжения для людей, за это время успевших повзрослеть, пожениться, обзавестись детьми и забыть к чертям собачим о том самом франчайзе от которого фанатели в детстве. До того как начать свое прохождение, мне казалось, что Psychonauts 2 именно из этой категории, однако, я ошибся.
В 2000-м году Тим Шейфер покинул LucasArts Games. Дизайнер заслуженно признанных квестов Grim Fandango и Full Throttle отправился в вольное плаванье, где основал студию Double Fine и спустя несколько лет, а конкретно в 2005 году выпустил оригинальную Psychonauts. Для своего времени игра ломала все шаблоны своей экстравагантностью и даже несмотря на то, что критикам и заядлым игрокам платформер понравился, тогдашний среднестатистический обыватель попросту не смог принять ее, из-за чего для новообразованной студии первая игра оказалась первым финансовым провалом. Мечты о сиквеле пришлось упрятать в долгий ящик на с десяток лет. Выпустив Brütal Legend и Broken Age, в конце 2015 года Тим анонсировал сбор средств на разработку Psychonauts 2. Поклонникам игр Double Fine удалось собрать больше трех миллионов долларов на разработку и производство долгожданного продолжения стартовало.
Разпутин — главный герой игры и по совместительству весь состав «Фантомных Воров» в одном лице. В роли Психонавта юному Разу приходиться влезать в головы самых разносторонних личностей с целью помочь им побороть их внутренних демонов и разобраться в себе. Он добрый, наивный, разговорчивый и всегда может прокомментировать увиденное. К нему попросту привязываешься, после чего представить другого протагониста для этой игры больше и не получается.
Cюжет первой части закончился буквально на полуслове — Раз вместе с командой Психонавтов улетел на свое первое задание по спасению главы организации, после чего на экране всплыли титры. Как позже признавался Шейфер, с помощью клиффхэнгера создатели хотели воссоздать эффект концовки «Назад в Будущее», которая одновременно являлась и началом «Назад в Будущее 2», однако, из-за затянувшегося ожидания получилась не бесшовность, а настоящая трагедия.
Из-за 15-летней паузы и VR спин-оффа Psychonauts in the Rhombus of Ruin начало второй части кажется крайне сумбурным. Людям, незнакомым с событиями оригинала я крайне советую либо в него предварительно сыграть, либо посмотреть сюжетную выжимку на Youtube. В первые часы прохождения на игрока сбрасывают слишком много информации, из-за объема которой ты начинаешь теряться в понимании устройства игры. Пересильте себя и акклиматизируйтесь.
Сделав это, вы погрузитесь в сумасшествие, которое может предложить лишь Тим Шейфер и команда Double Fine. Пытаясь найти крота в агентстве Психонавтов, главный герой окажется в голове у, мягко говоря, не самых психически стабильных персон. Последний нюанс полностью развязывает сценаристам и дизайнерам руки — в конце концов, в воображении возможно все что угодно. За пятнадцать часов прохождения вы успеете оказаться в самых разных вселенных, которые помимо уникального визуального стиля почти всегда предлагают новые геймплейные ситуации, построенные на совершенно разных механиках, которые начинают повторяться лишь к концу.
Хотите окунуться в мир пестрящих красок, вдохновленный клипом «Yellow Submarine»? Или поучаствовать в кулинарном шоу и самолично приготовить борщ? Быть может вы бы хотели сыграть в боулинг посреди охваченного паникой мегаполиса? Double Fine умеют показать безумие — этого у них не отнять.
Несмотря на то, что Psychonauts 2 вышла в 2021 году, во время прохождения у меня постоянно случались флешбеки со времен рассвета 3D-платформеров в середины 00-х — Crash of the Titans, Madagascar, Jak & Daxter. Кто-то воспримет подобное сравнение за упрек, но лично для меня это теплый комплимент, поскольку я впервые за долгое время испытал то самое удовольствие от зачистки уровней до дыр. То самое чувство, когда ты исследуешь каждый уголок в поисках всех припрятанных коллекционных предметов ради заветной цифры 100/100 в статистике уровня. На локациях действительно есть чем заняться: можно собирать коллекционные карточки, вскрывать запертые воспоминания в форме убегающих сейфов, рассортировывать эмоциональный багаж, стирать вымыслы и не только.
С тараканами в подсознании приходиться в прямом смысле сражаться, для чего в игре существует простая и незамороченная боевая система, которая отлично разбавляет исследование уровней короткими стычками. В арсенале игрока восемь способностей: телекинез, пиромантия, левитация, замедление времени, пси-выстрелы, ясновидение, ментальная связь и проекция. Время от времени вам придётся воспользоваться каждой способностью — как в бою, так и в платформинге. Огорчает лишь несущественность всей прокачки, которая кроме уменьшения перезарядки, увеличения зоны действия и ничего иного предложить практически не может.

Меньше шизы — больше закрученности
Однако, за такое количество лет разработчики слегка лишились былого оскала, и темы, поднимаемые в игре стали менее острыми, провокационными и даже в какой-то мере чернушными. Теперь сценаристы пытаются не шокировать своего игрока, а высказываться на трепетные проблемы, с которыми наверняка сталкивались все: сверхопека, самобичевание, дурномыслие и так далее. Главная проблема заключается в том, что потеряв шокирующий фактор, миры и подтексты скрытые в них слишком легко забываются и выветриваются из головы спустя пару дней после прохождения.
Этим летом Microsoft и Sony представили два совершенно разных виденья приключенческих платформеров — на PS5 вышла Ratchet & Clank: Rift Apart, которая попыталась захватить сердца игроков своей технологичностью и небывалым уровнем графики для своего жанра. В противоположном углу ринга стоит Psychonauts 2, вскрывающая разум игрока разнообразием сеттингов и сценарной глубиной. Какой подход лучше — выбирать предстоит только вам, ну а я просто предпочту наслаждаться хорошими играми, коими оба проекта и являются.