Как думаете, сколько апвоутов может набрать текст с посылом «PlayStation — говно» на DTF? Мне почему-то кажется, что очень много. Причин так говорить на самом деле нет, но вот поводы появляются чуть ли не каждую неделю. То выйдет расследование от Джейсона Шрайера, то эксклюзив перенесут на ПК, то симулятор бейсбола окажется в Game Pass, то Джим Райан прямым текстом скажет что-то на своем деловом языке, чего не поймут простые игроки, то народ возмутится от сюжета одиночной игры, забыв о её достоинствах из-за судьбы одного персонажа. Накладываем на это фактор дефицита новых консолей и видимые успехи Microsoft, не жалеющих денег на амбициозное игровое подразделение — получается новая волна споров и разглагольствований.
Если бессмысленные срачи до ноября 2020 года питались за счет отсутствия официальной информации — характеристик, цен, линейки игр и обзоров от прессы и блогеров, то сейчас сама пресса влияет на то, чтобы игроки чаще ссорились между собой, сравнивая Xbox и PlayStation. Это неправильно, потому что обе компании выбрали для себя совершенно разные пути для развития: одна делает упор на богатый подписочный сервис и облачный гейминг, другая же на сами игры и ощущения от них. Правда, и у первой и другой в разработке собственные уникальные игры, да и сервисы у PlayStation пользуются большим спросом.
Но кого это волнует, если можно как в старину обмениваться глупыми колкостями, сравнивая то, что не нужно сравнивать. Недавно видел серию твитов, как «сонибой» и «биллибой» сначала мерились качеством эксклюзивов, а когда у одного закончились аргументы, он резко начал перешел на обсуждение Game Pass, на что оппонент ответил выпадом про VR-шлем. И так происходит почти в каждом более-менее популярном твите или топике про консоли обеих компаний.
Я бы хотел обсудить несколько пунктов, которые продвигались на западных и некоторых отечественных ресурсах, превращаясь в большую скандальную новость на ровном месте и описать, на какие стороны внимание почему-то не обращают.
- Джефф Грабб раскритиковал Sony за потерю интереса к небольшим играм. В итоге с ноября по апрель вышел ряд небольших игр, которые так или иначе спонсировали и продвигали PlayStation: Bugsnax, новый Oddworld и Destruction AllStars. С 2021 по 2022 также должны выйти Kena, Sifu, Stray, Little Devil Inside и другие.
- Sony «побоялись» делать сиквел Days Gone, потому что у продолжения нет перспективы, в том числе из-за оценок оригинала. Но зато Bend получили зеленый свет на создание нового IP, что в каком-то смысле кажется более рискованным, чем превращение в франшизу вполне неплохо выступившей на рынке бренда.
- Sony в целом мало рискуют, выпуская игры только в одном жанре. Но разве они не ощущаются разными за счет того, как реализован кор-геймплей? Например, охота на огромных мехазавров в Horizon, элементы метроидвании в God of War, симулятор курьера в Death Stranding или же по умолчанию уникальный Marvel’s Spider-Man. Сейчас один за другим должны выйти Returnal (рогалик) и новый Ratchet & Clank, который попытается привнести ранее невиданный игровой опыт, будучи первой игрой, созданной специально под скоростной SSD.
Конечно, есть вещи, которые я не одобряю. Это, например, новая ценовая политика с играми по 80 евро — хотя тут обвинять какую-то определенную компанию нельзя, так как повышать прайс начали все подряд. Это и очень посредственная работа с каталогом своих больших проектов, потому что обновления под некстген получили единицы игр от внутренних студий. Это и ограниченность сервиса PS Now, который запустили лишь в определенных странах.
Потому, на фоне конкурента, который делает все, чтобы казаться игрокам максимально дружелюбным — за счет подписок, серьезных инвестиций, ценового фактора и медиа-активности — Sony кажутся проигравшей стороной. А учитывая, что PlayStation одержали заметную победу в прошлом поколении, то и получать охват на их оплошностях проще простого (так делает тот же Itpedia, выпуская видео с заголовками «самый скучный iPhone» и «iPhone опять опозорился», ну или ваш любимый дуэт из Беларуси). Людям интересны поражения фаворитов.
В западных медиа такая риторика уже кажется нормой. Например, когда Джим Райан отказался выключать PS Store на PS3, то журналисты и блогеры писали колонки в духе «Sony отступили». Когда Microsoft отменили повышение цен на Xbox Live Gold, то их сразу же превратили в героев. Или буквально вчерашний момент — Verge выпустили отдельную новость из-за временных технических неполадок в PSN: «PlayStation Network was down globally for over an hour». Когда Xbox Live упал на два часа, то заголовок выглядел оптимистичнее: «Microsoft Teams and Xbox Live were down for over two hours but have recovered». Почему две похожие новости от одного и того же автора написаны в таких разных тонах?
Конечно, это всё ещё не бред сумасшедшего уровня «а на Xbox нету God of War», но всё равно кажется, что некоторые американские медиа специально привносят негативный окрас в любые инфоповоды, связанные с PlayStation, а с Microsoft поступают наоборот. Потому что так выгоднее и по всей видимости, удобнее. Да и сами игроки не лучше. Запомните, не портирование игр на ПК, а слив эксклюзивов. Не влияние пандемии, а беспорядки в процессе разработки. Не игры, а кинцо.