«Бог умер и мы его убили»

Но что если этот самый Бог уже мертв? Nier Automata буквально встречает игрока монологом одного из протагонистов, 2B, о том как «Создатель» постоянно подкидывает в жизнь его творения пазлы, преграды и страдания, и в конце задается вопросом: получат ли они когда-нибудь шанс убить его? На первый взгляд может показаться, что и заглавная тема крайнего сценарного творения  Йоко Таро будет очень тесно связана с экзистенциализмом и вопросом: а смогут ли человекоподобные андроиды в какой-то момент истории попросту заменить людей из крови и плоти. И казалось бы, большая часть аудитории повелась на этот «крючок» в виде вступительного монолога и, безусловно, игра пытается поговорить и на эти темы (о чем чуть ниже), но вот ядро на самом деле куда глубже. 

Данный текст не будет пересказывать сюжет поэтапно и объяснять на пальцах все замеченные глубинные смыслы и тому подобное. Такое попросту не сработало бы в случае с Йоко Таро ввиду того, что подход к рассказу истории у него весьма специфичен. На одной из конференций GDC он заявлял о том, что пишет скрипты к своим творениям не по традиционной методичке, к примеру, Голливуда, а идет обратным путем, начиная с конца и заканчивая началом, что так или иначе сказывается на целостности сценария, и если пересказывать его от одного события к другому, то далеко с таким подходом вы явно не уйдете.

Nier Automata: Ницше, Паскаль, Сартр и вторая волна феминизма

Далее, что стоит отметить, так это его высказывание о том, что геймплей и история (соответственно вся составляющая игры) абсолютно не важны в его видении, а важна эмоция, реакция, происходящая в голове игрока.

У некоторых это может вызвать недоумение, и поверьте, это сказалось и на моем экспириенсе при игре в Nier:Replicant, но сейчас не об этом. Nier Automata невозможно полностью понять, проанализировать и принять центральные идеи только лишь прочитав этот текст, ведь как уже было написано ранее, Йоко Таро ставит эмоции игрока выше самой игры и её истории, а эти самые эмоции можно получить непосредственно держа в руках геймпад или клавиатуру с мышкой и наблюдая за сюжетом своими глазами, именно поэтому настоятельно рекомендую: даже если вы дочитаете до конца этот текст и проникнетесь этой малой частью внутреннего диалога, который вызывает игра — сядьте и пройдите игру сами на концовку E, не боясь спойлеров, ведь с точки зрения понимания «философской идеи» игры они абсолютно не важны. 

Осторожно: в тексте присутствуют сюжетные спойлеры

Имитация жизни или разница между металлом и мясом.

Nier Automata: Ницше, Паскаль, Сартр и вторая волна феминизма

На протяжении всего процесса игрок постоянно встречается с попытками неживых машин имитировать разные формы общества, построенные человеком в далеком прошлом. Все это предстает в виде референсов на разные философские школы и идеи. К примеру здесь есть и Ницшеанская критика христианства, игрок по ходу сюжета попадает на завод в котором обустроилась группа роботов, живущая в некоей иерархии, очень похожей на форму правления в церкви. В какой-то момент они сходят с ума и начинают либо ломать лица друг другу, либо же самоликвидируются с мыслью о том, что благодаря этому они могут стать богами. Все это является критикой если не веры в бога или религии, то как минимум института церкви и того комфорта, за которым люди обращаются в нее. Все эти правила, по которым обязывает жить церковь, являются ничем иным как облегчением для ее последователей, они буквально доверяют собственную судьбу и здравое мышление в руки этой самой церкви. 

Есть и новый взгляд на философию Блеза Паскаля, выдвинувшего свою теорию веры или не веры в бога. 

Если вкратце он  объяснял, что если мы возьмем верующего и атеиста, то в случае если бог существует, то после смерти атеиста ждет наказание, а верующего наоборот, похвала, если же бога нет, то исход обоих будет одинаков: бесконечное ничего. Вот и получается что верующий человек всегда находится «в плюсе». Но Йоко Таро есть что сказать на этот счет. В игру он добавил некоего робота-пацифиста Паскаля, пропагандирующего в своей деревне мысль, что покидать эту местность ни в коем случае нельзя, ведь за ее пределами опасность и вообще любого кто переступит за метафоричный порог ждет весьма плачевная участь.

То есть всю игру Йоко Таро нам как бы показывает, что Паскаль прививает страх к границам и строит всю их жизнь исходя из этого боязни. По итогу именно это и приводит к окончательному вымиранию всего поселения, ведь несмотря на то, что игрок успешно защищает и Паскаля и его последователей от всех напастей, в критический момент оставшиеся в живых совершают суицид из-за страха, привитого Паскалем. Вот здесь и приводится параллель с основной философской идеей Блеза Паскаля. В обеих моделях «испытуемые» живут не исходя из своих желаний и потребностей, а исходя их страха перед будь то, опасными машинами за пределами деревни или бородатым мужиком в небе, наказывающий за неповиновение заповедям его религии. 

Nier Automata: Ницше, Паскаль, Сартр и вторая волна феминизма

Есть и референс к философии Симоны де Бовуар,  в своих трудах писавшей о несправедливом обращении к женщинам на протяжении всей истории человечества. Она предписывала роль женщины, как лишь дополняющий мужской пол характер социального конструкта, то есть того, чего не было в природе с самого начала, а было придумано обществом для разных целей. Именно её труд «Второй пол» знаменуют как отправную точку феминизма второй волны. В игре же Симона предстает в виде босса, по началу кажется что глубины в нем никакой и нет, но лишь по ходу второго прохождения игрок узнает предысторию босса. Как оказывается Симона была одержима идеей угодить своему любовному интересу, роботу по имени Жан Поль (который в свою очередь является отсылкой на философа-экзистенциалиста Жан Поля Сартра) и чтобы добиться своего она в прямом смысле поглощала своих друзей, «прикручивая» их части себе, делая себя тем самым «красивее». Все это было лишь актом, перформансом, поведение было продиктовано метафорическим обществом, которое хотело от нее чтобы она становилась все «красивее» и «красивее». Также как и Симона де Бовуар в своих трудах пишет, что акты «феминности» от женщины ни что иное как перфоманс или притворство, дабы потакать требующему от женщин этого обществу. 

Glory to mankind

Nier Automata: Ницше, Паскаль, Сартр и вторая волна феминизма

К этому моменту может появиться вопрос: а как эти и многие другие отдельные истории могут быть связаны с основной темой игры и вообще — где связь между историями, но ответ довольно прост. Все отдельные сюжетные линии, к которым можно прибавить и сторилайн про короля леса, отсылающей нас к «вещи в себе» Канта и вопросу о трансгуманизме и о том, что составляет основу человека — «выстреливают» в концовке E, когда узнается полная картина сюжета. Оказывается люди и инопланетные существа, создавшие машины в противовес андроидам вымерли тысячелетия назад, что привело как роботов, так и андроидов в экзистенциальный тупик. У них не оказалось цели, ради которой можно «жить» и бога, ради которого стоит убивать. По итогу руководство YoRha решило продолжать лить в уши подопечных ложь и вести войну дальше, а роботы пришли к более интересному решению.  Они начали непрерывно воспроизводить и мимикрировать поведение и социальные процессы в обществе людей, дабы повторить их судьбу и эволюционировать в новую форму жизни, хоть возможно и понимая, что они, как и вид, который они пародируют были обречены на провал. 

9S

Nier Automata: Ницше, Паскаль, Сартр и вторая волна феминизма

Отдельно хотелось бы остановиться на главном герое игры, а именно андроиде 9s, да, именно на 9s, ведь в Nier:Automata протагонист не 2b, не A2, не все вместе, а именно вспомогательный андроид-сканер. На протяжении всего плота Найнз становится все больше и больше выразительной метафорой на само человечество в целом, за которым нужно присматривать, контролировать и в случае чего «ребутить». 9s в свою очередь является не простым андроидом-сканером, мало того, что он последняя модель в своем ряду, так еще и отличается от схожих ему сканеров высшей эффективностью, в сравнении с ними. Дело доходит до того, что Найнз постоянно находит уязвимости в базе данных YoRHa и обнаруживает горькую правду о его существовании и существовании его товарищей. Дабы не произошла утечка этих данных, к нему приставляют второго андроида типа Е, который в свою очередь означает execution, или ликвидирование, казнь.

Каждый раз когда Найнз подходит слишком близко к правде 2E или, в последствии, 2B приходится вмешаться и просто «перезапускать» его с сопутствующей очисткой памяти вплоть до момента, когда 9s начал подозревать что-либо. Все это, очевидно, выливается в сильную связь между двумя андроидами. По итогу же 9s становится просто одержим 2b — а она в свою очередь лишь персонаж-инструмент, через который Йоко Таро показывается эту одержимость 9s. После смерти 2b, которая пожертвовала собой ради Найнза, он окончательно сходит сума, до конца игры его не интересует ничего кроме как мести машинам и А2, которая добила 2B у него на глазах, несмотря на уже присутствовавший в ней вирус, порождающий его носителя в неуправляемую и опасную машину. 

Все это можно считать размышлениями Йоко Таро об экзистенциализме, ведь по сути 9s, являющийся метафорой на само человечество, теряет единственный смысл его существования также теряет еще и все «человечное» что он приобрел, становясь лишь неуправляемой тенью самого себя. В такое состояние его приводит порочный круг насилия, который мы можем наблюдать на протяжении нескольких десятков часов, и под конец Йоко Таро предлагает игроку сломать этот круг и дать 9s, 2b и a2 второй шанс, а сломать его можно только лишь зарыв топор войны и обретя через самопожертвование настоящую человечность.

Титры

Nier Automata: Ницше, Паскаль, Сартр и вторая волна феминизма

Но и на этом мы не останавливаемся, ведь основная загвоздка не в том, может ли робот стать равным человеку и вообще способен ли робот испытывать эмоции. Вместо фокуса на этом, Таро идет дальше и спрашивает игрока, а сможет ли он показать эту человечность, и показать ее другому случайному игроку или даже врагу, с которым он боролся на протяжении каких-то десятков часов, а также как уже было сказано прервать этот круг насилия андроидов и машин и прийти к новому исходу. Именно этот вопрос и является главной темой игры. Именно здесь, после конца скрипта, Йоко Таро дает нам поиграть в bullet hell мини-игру, прохождение которой невозможно без того, чтобы запросить в конце концов подкрепление, которые в свою очередь являются профилями других существующих игроков. И вот, после всего этого, следует еще один вопрос от Йоко Таро, а сможешь ли ты пожертвовать всем, а именно всеми файлами сохранения, ради помощи таким же застрявшем на мини-игре людям. Если вы отвечаете да, то все файлы стираются из памяти консоли и вы остаетесь один на один с новой игрой, но зато имя вашего профиля возможно будет видно другим игрокам, находящимся в процессе концовки E, если же нет, то все остается как и было, только число пройденных концовок (которых здесь более 20) становится на 1 больше. Но если же вы все таки решите пойти по пути #2, то задайте себе вопрос: а стоит ли мне вообще продолжать играть в сюжетные игры?

Текст написал наш читатель Kkaavtar