Много лет назад мне подарили диск с долгожданной San Andreas, которая стала для десятилетнего меня настоящим откровением и порталом в совершенно новую культуру. Нет, не просто в криминальный мир, который и без того фигурировал во многих играх и фильмах, а в насыщенное всей свойственной атрибутикой афроамериканское сообщество.
И хотя Rockstar Games принято считать умелыми мастерами сатиры, San Andreas даже в рамках такого жанра удачно поднимает ряд проблем американского социума: от полицейской жестокости до низкого уровня жизни темнокожей части населения. Marvel’s Spider-Man: Miles Morales переступает через реальные проблемы, но не для того, чтобы их проигнорировать, а чтобы показать, что помимо плохого есть и хорошее, только об этом мало кто говорит.
Новую игру Insomniac Games как только не называли. Она была дополнением, аддоном, кое-где даже посчитали игру сиквелом «Через вселенные». Ясно только одно — это не сиквел, а мостик между первой и второй частью. Сетап, позволяющий познакомиться с чуть ли не самым важным супергероем из комиксов 2010-х годов. Тем не менее, давайте обозначим этот проект полноценной игрой, потому что она проходится примерно за столько же времени, за сколько можно пройти условный DOOM Eternal — у меня лично ушло 11 часов с выполнением некоторых сайд-квестов.
Дружелюбный сосед Человек-Паук
Хоть для изучения по прежнему доступен почти целый Нью-Йорк, в этот раз разработчики решили убавить градус развития событий и дать неопытному супергерою статус «дружелюбного соседа», в большей степени переживающего не за целый мегаполис, а за свой собственный район — Гарлем. Эта идея отлично раскрывается на протяжении всей игры, потому что второстепенные персонажи из дополнительных заданий фигурируют и в основной части повествования, создавая ощущение сплоченного соседства. Поймите меня правильно, но первой на ум приходит ассоциация с жанром ситкомов, где в баре всегда стоит и тот же бармен, а газетами ежедневно торгует, например, дедуля Игнацио (имя вымышленное).
Фокус на событиях меньшего масштаба, наоборот, как мне кажется, укрепил связь нашего героя с городом. Мы привыкли наблюдать за супергероями, которые обеспокоены происходящим в мире или в огромном регионе, но навязать эту фантомную опеку играющему раньше не давал никто. А Miles Morales справился с этой задачей как раз за счёт смещения внимания с города на район.
Следует быть готовым к тому, что здесь короткая основная сюжетная линия, но она очень круто срежиссирована и довольно таки плотно забита зрелищными событиями. Я проходил игру на PS5, чередуя два графических режима: 30 кадров в секунду с повышенным разрешением и трассировкой лучей; 60 кадров в секунду с обычными отражениями. Удивляют оба режима. С высоким фреймрейтом летать по заснеженному городу намного приятнее, чем раньше, а учитывая общую динамику происходящего на экране во время ближнего боя — переключаться в другой режим просто не хочется. Но! Трассировку лучей нужно обязательно увидеть, так как на консолях в данный момент это лучшая из представленных возможностей, а ночной Нью-Йорк смотрится волшебно.
Спайдер-инь и спайдер-ян
Не знаю, как им это удалось, но Insomniac дали почувствовать разницу между управлением Майлзом и Питером. Это выражается в разных мелочах: они дерутся по-разному, летают на паутине по-разному и это не говоря о том, что оба — в принципе персонажи с очень разными характерами. У Майлза более интересные анимации в полете и ощущается некая неуверенность и ребячество: в мануале даже можно подсмотреть набор из более чем 20 воздушных маневров. Да и сражаться за него интереснее, чем за Питера — гаджетов всего несколько, но это компенсируется так называемыми веном-атаками (специальные приёмы, атакующие врагов электричеством) и возможностью стать невидимым. Придется сильно попотеть, чтобы вернуть интерес к геймплею за Питера Паркера в сиквеле, а скорее всего немного переделать героя, сделав упор на гаджеты.
В целом вырисовывается такая картина на будущее: героев можно прорабатывать в разных направлениях, сделав из Майлза некого ловкача с возможностью выводить из строя всякие барьеры, механизмы и прочее, а Питера сделать мозгом и отвечающим в команде за физическую силу персонажем. А там хоть лепи модель переключения персонажей из Grand Theft Auto V, хоть вводи полноценный кооператив.
Нельзя также пройти мимо расстановки акцентов во внутренних мирах каждого героя. Питер — взрослый парень, совмещающий работу, романтические отношения и супергеройскую деятельность на фоне множества душевных ран. Майлз — школьник, у которого толком врагов нет, но есть желание заботиться о своей семье и друзьях. История одного не может дать того, что есть в истории другого, и наоборот. И да, сюжет Miles Morales — это ещё и крепкий ориджин, и если вам не хватало какого-то разгона в первой части, то вы его можете его наблюдать здесь.
А ещё важно упомянуть, что игра грамотно справляется с репрезентацией не только этнических меньшинств, но и людей с ограниченными возможностями. Здесь есть второстепенный персонаж, являющийся глухонемой персоной. И это на самом деле прикольно, что в играх стали показывать разных людей, и прежде чем называть меня леваком и идти по плану заученной методички, задайтесь вопросом: как это может кому-то помешать или навредить? На самом деле никак, а таким людям приятно, что есть персонаж, чем-то похожий на них.
Но при всем желании рекомендовать игру, я не могу сказать, что она стоит своей полной цены с учетом недавнего взлета цен в PS Store. Это самый короткий высокобюджетный эксклюзив PlayStation с момента выхода The Lost Legacy. Это зрелищный, красивый и интригующий боевик, который обязательно нужно брать для PS5 на первой же распродаже. Но если всё же сделать допущение и рассмотреть игру как дополнение и приглянуться к ультимативному изданию с вшитым ремастером первой части — то для покупателей PS5 это чуть ли не идеальное предложение на старте поколения. Вряд ли вы здесь в полной мере оцените возможности DualSense, но хоть увидите более-менее настоящий некстген. И получите незабываемую историю.
Копию игры для обзора предоставили PlayStation.