«Сиквела Days Gone не будет» — этот заголовок лично для меня звучит как маленькая трагедия. Не только потому что я поклонник первой части, но и потому что зацепка, служащая мостиком между оригинальной игрой и её продолжением, могла бы привести к созданию очень оригинального по меркам зомби-сеттинга сюжета. Но определить «убийцу» франшизы будет весьма сложно, так как официальных данных нет и соответствующих заявлений никто не слышал: остается только гадать, чьи действия нанесли самый большой ущерб.

К Days Gone у меня практически не было интереса вплоть до трейлера запуска. Игру купил на старте из-за приближающейся летней засухи и очевидной высокой репутации у плейстейшеновских эксклюзивов, ну и да — надо же как-то писать обзор! Смущали только оценки критиков, появившиеся за несколько дней до релиза и геймплейные ролики, где никак не маскировались очевидные технические недостатки и просадки. Проходил игру на PS4 Pro и относительно Cyberpunk 2077 она работала очень даже хорошо, хоть и не дотягивала до технического качества главных тайтлов Sony.

Кто виноват в смерти Days Gone?

В итоге, Days Gone стала одной из моих самых любимых игр за всё поколение. Здесь крепкий, пускай и не хватающий звезд с неба сюжет, очень приятная езда на байке, неплохие перестрелки с людьми, шаткая, но хоть какая-то иллюзия живого открытого мира, уникальная механика орд зараженных и очень красивый натуралистичный мир. Проект безусловно масштабный, пускай и ощущается нехватка бюджета, который выдают Insomniac, Santa Monica или Naughty Dog: это выдают катсцены, работающие через затемнение экрана и бедная режиссура, ведь она здесь ближе к инди-фильмам, нежели к дорогим экшн-блокбастерам. Но для студии, которая до этого долгое время делала игры для портативных консолей — это потрясающий результат.

Запуск, несмотря на средние оценки критиков (к ним вернемся чуть позже) со стороны кажется успешным. Стоит отметить, что Sony никогда не делились статистикой продаж Days Gone, а вся информация, которая прозвучит дальше — наши догадки, основанные на реальных фактах. А факты такие: игра стартовала в Японии куда лучше, чем God of War (114 тысяч против 46), отлично выступила в европейских странах, да и различные аналитики не раз говорили, что проект превзошел ожидания.

Тем не менее, по информации из расследования Джейсона Шрайера для Bloomberg, Sony решила отказаться от возможного риска с разработкой сиквела Days Gone, потому что не была уверена, что этот риск оправдается во второй раз. Мы не знаем деталей (вдруг питч сиквела звучал на бумаге, как какая-то шляпа), но по информации из расследования Джейсона, Sony сомневались как раз таки из-за критиков, прохладно встретивших игру на релизе.

Кто виноват в смерти Days Gone?

На запуске Days Gone оценили в 71 из 100 на Metacritic. Рядом, кстати, красуется пользовательский рейтинг в 8.3. Ругали за технические недостатки, ругали за проседающий темп развития сюжета, ругали за клише и стандартный открытый мир. И это при том, что годом ранее вышла Far Cry 5, которую можно было столько же ругать, но оценка всё равно перепрыгнула желаемую 8. Самые негативные отзывы чем-то напомнили мне обзор Антона Логвинова на Ghost of Tsushima. Они свидетельствовали о том, что журналисты не прошли проект до конца и указывали на то, чего в игре нет и за что ругать нелогично (например, за характер и внешность главного героя).

Сейчас прозвучит несколько сложный вопрос — а виноваты ли игроки в том, что они прислушиваются к игрожурам? Предположим, что Days Gone получает в среднем 8/10. Даст ли это необходимый буст продажам или просто предоставит продукту больший престиж? Мы не знаем, насколько сильно оценки влияют на игровые продажи, но известны случаи, когда рейтинг Metacritic считался очень важным для издателя (New Vegas). В то же время, мы видим, что The Last of Us Part II (критики расхвалили, игроки устроили ревью-бомбинг), наоборот, превратил Naughty Dog в главенствующую студию внутри PlayStation. А Bend, в какой-то момент отправили помогать Naughty Dog, из-за чего разработчики со страхом быть поглощенными, выпросили шанс сделать какую-то новую игру.

Кто виноват в смерти Days Gone?
Poorly Aged Things

В итоге, что мы имеем: огромную корпорацию Sony, которую интересует репутация и выгода; журналистов, чьи обзоры не всегда являются гарантией конструктивного или объективного оценивания; потребителей, чья позиция зависит от оценок и других факторов, связанных с игрой. Days Gone — замечательный пример того, как продукт получает больше и больше народной любви со снижением цены и потери актуальности. Bend починили игру, подготовились к запуску нового поколения, их проект попадал на все крупные распродажи, в список PS Plus Collection и в недавнюю раздачу PS Plus. Теперь же игру ждут в Steam, а поклонники распространяют петицию на Change.org, собрав уже больше 28 тысяч подписей.

Мы, в свою очередь, хотим обратить внимание на слова директора разработки Days Gone Джона Гарвина со вчерашнего стрима. Для такого большого издателя, как Sony, очень важно, чтобы игры с бюджетом выше 100 миллионов долларов не попадали в «желтую» зону Metacritic — для компании престиж и стабильный высокий уровень в каком-то смысле важнее, чем продажи отдельных проектов. Потому, как итог данной заметки, я хочу сказать, что сиквел Days Gone отменили не только непосредственно сами Sony, но и журналисты, на чьи плечи была возложена ответственность за справедливое оценивание продукта и которые с этой задачей не справились.