Halo — флагманская игровая серия Microsoft, заслуженно признанная народной за океаном. Американский производитель консолей годами выпускал удачные игры серии одну за другой, что сделало местного главного героя, мастера Чифа, маскотом, красующимся на задней части коробки Xbox Series X, а Кортану — официальным голосовым помощником в самой популярной операционной системе.
В СНГ Halo не прижилась. Вполне возможно, из-за того, что Microsoft со временем начали игнорировать ПК, как платформу для своего шутера. Тем не менее, выход сборника Master Chief Collection несколько расширил здешнюю аудиторию серии, а интрига вокруг долгожданной Halo Infinite приковала к себе внимание массового игрока. С одной стороны, репутация проекта может показаться сомнительной: не самый удачный дебютный показ, перенос на целый год и долгое молчание по поводу даты релиза. С другой стороны, провожают ведь по уму — неожиданно выпущенный 15 ноября мультиплеер Halo Infinite мгновенно влюбил в себя игроков, а кампания получила восторженные отзывы в первых превью. Мне достался шанс поиграть в кампанию заранее, потому считайте этот текст попыткой объяснить что это вообще за зверь такой, и как с ним совладать.
Признаюсь честно — после первых 3-4 часов в Halo Infinite мной овладела скука. Я плохо ориентируюсь в серии и во мне нет эмоционального отклика от происходящих военных действий в этой большой истории. Местная физика не претендует на реализм, а враги — кучка комичных гуманоидов, кривляющихся клишированными фразами. Персонажи на второстепенных ролях — болванчики, а здешний мир просто растянутая на всю игру копипаста. Но…со временем я втянулся.
Не помню, когда в последний раз сталкивался со столь необъятным порогом вхождения, но стоило немного передушнить и передо мной открылась настоящая Halo. Правда в том, что здесь формула «развлеки себя сам» работает как часы, а сама игра не скрывает того, что она ориентируется на тех, кто уже знаком с серией. Это не значит, что если Infinite ваша первая игра, то лучше даже не начинать, но ознакомиться с сюжетом хотя бы на YouTube определенно стоит, иначе будет тяжело.
Перед выходом Halo Infinite часть журналистов пыталась сравнивать Halo Infinite c Breath of the Wild — это ошибка. Фанаты шутеров от первого лица могут попытаться сравнить новую игру 343 Industries с последними DOOM — тоже зря. Я же от изначального недовольства хотел клеймить проект негативным маркером «Ubisoft Original», можете даже представить насколько все казалось плохим. Но прежде всего Halo это Halo, потому что в своем ядре игра пытается соответствовать тем качествам, за которую ее когда-то полюбили миллионы поклонников по всему миру.
Есть в игровом обществе такая каста игроков, которую я называю «свидетелями геймплея». Это люди, которые закрывают глаза на все, кроме кор-механик игры, получая экстаз от всего, что заставляет тебя двигаться (Sekiro, DOOM Eternal, Devil May Cry, Metroid и игры Arkane). Эта группа должна быть последней, у кого язык повернется хоть как-то критиковать Infinite, потому что геймплей здесь отшлифован до мелочей.
Halo Infinite постоянно приучает игрока адаптироваться под разные сценарии баталий. Это может быть обстреливание определенной территории или аванпоста со снайперской позиции, или интенсивные перестрелки на средней дистанции с использованием гранат, или ближние бои с применением молота. У изобретательных ребят битва может начаться со схватки на боевом транспорте, а для самых ловких есть хук, который привносит элемент хаоса в механику сражений. В Halo всегда была важна позиционная тактика, а грамотное перемещение в пылу перестрелки влияет на исход не меньше, чем точное прицеливание.
Враги не спят — здешний ИИ одна из самых впечатляющих вещей, встречавшихся мне в шутерах. Они не станут отстреливаться из укрытий или наступать по очевидной траектории. Они будут вытеснять вас из удобной позиции, а стрелки с тяжелыми пушками будут выцеливать вас за стеной мелочи. Кроме того, игра будет подталкивать вас использовать разное вооружение, что позволит превратить любой бой в уникальный — главное вовремя подчиниться этому зову, не пытаясь подобрать максимально оптимальный сет оружия.
Halo никогда еще не была столь большой. Действия игры происходят на кольце Зета, очень важном для общего нарратива места. Разработчики предлагают мир, состоящий из нескольких больших зон — внутри каждой вы вольны перемещаться как угодно, они усыпаны точками активности, а чтобы проехать некоторые от одного края до другого может понадобиться несколько минут. Но интересно ли исследовать этот мир? Награждает ли он хоть как-то за любознательность? В обоих случаях ответ нет.
Кольцо Зета совершенно не удивляет. На больших участках слишком много мест, где не происходит ровным счетом ничего. Вы можете простоять целые сутки (в игре есть смена дня и ночи) и с вами ничего не случится. Конечно, не обязательно чтобы здесь была полноценная экосистема, как в Red Dead Redemption 2, но к 2021 году можно было бы вдохнуть в такой мир чуть больше жизни — пустить вражеские патрули, расставить невидимых ассассинов. Все что меняется — это освещение.
В каком-то смысле, роль открытых зон в Halo Infinite — дать мастеру Чифу пространство между микро-уровнями. Если вы получаете удовольствие от перестрелок, то находя новые точки интереса, вы будете получать небольшие челленджи, и даже кажущаяся унылой на бумаге зачистка аванпоста здесь будет ощущаться увлекательной. Но беда — мотивация изучать этот мир откровенно слабая. Прокачка здесь настолько опциональная, что даже если бы ее не было, ничего не поменялось. Потому если вас утомляют сторонние активности, их можно полностью проигнорировать и напрямую двигаться по сюжету.
В сюжетных миссиях события развиваются линейно. Есть даже целая цепочка заданий с коридорными уровнями. Здесь Halo Infinite и пытается обучить вас справляться с оружием, гаджетами и разными типами врагов, грамотно вываливая на игрока все свое разнообразие. В отдельные моменты повествование продвигается за счет синематиков, но в остальное время никто даже не пытается отвлекать вас от игрового процесса. Это даже несколько расстраивает, потому что большую часть времени вы будете ощущать какую-то ментальную изоляцию, хотя можно было бы разбавить происходящее разговорами ваших спутников.
Мастер Чиф — классический солдат. Глыба, доказывающая свою пользу не словом, а делом. Его человечность спрятана не только за броней, но и за грубыми слоями военной дисциплины, которая просто не позволяет ему проявлять слабость. Он немногословен, но его эмоции порой проскакивают наружу — цените эти мгновенья. У него всего два напарника. Пилот, которого вы уже видели в дебютном показе, постепенно раскрывается как тот, кто не может разделить с Чифом слепое следование цели. А «Оружие» (копия Кортаны, но не Кортана) раскрывает уже самого Чифа и его ментальный барьер, не позволяющий доверять кому-либо.
Halo Infinite не претендует на зрелищную режиссуру или театр твистов — это традиционный слоубернер, большую часть времени выстраивающий интригу изнутри. Персонажи изначально практически не цепляют, а история не тянет за крючки, чтобы с головой окунуть в себя игрока. Все зависит от того, насколько вы любите эту серию — и в моем случае понятно, что если бы не задача написать обзор, я бы скорее всего сдался.
Под конец традиционно оставлю блиц, где хочу осветить пункты, которым не нашлось места в основной части обзора:
• Здесь очень крутой саунддизайн, который работает не только на эстетику, но и выполняет информативную функцию. Вы понимаете, когда попали во врага, когда убили кого-то шальной пулей и в каком состоянии ваше здоровье и щит.
• Год дополнительной разработки пошел графике на пользу, но это все еще не некстген. Смотрится очень красиво, хоть и не впечатляет.
• Не хочется применять никакие гаджеты, кроме крюка-кошки — если вы научитесь обращаться с хуком, то будете получать от геймплея еще больше удовольствия.
• Стрельба в Halo — одна из самых приятных в видеоигровой индустрии. Ближайшие конкуренты: Destiny и The Last of Us Part II (хоть это совершенно другая тема).
• Мультиплеер заслуживает отдельный текст — мы напишем его чуть позже. Но оценка игры выстраивается в том числе от впечатлений от многопользовательского режима. Знайте, он здесь очень хорош.
На самом деле флагманский проект Microsoft говорит о многом, и выводы не самые утешительные. Это первая большая ААА-игра, не считая Forza Horizon 5, которую компания выпускает за последние два года. Она выходит в Game Pass, выходит с большим опозданием и не полностью готовой – кооперативное прохождение появится значительно позже, как и режим «строителя» Forge. Это не критично, учитывая, что Infinite это база. Уместнее даже не это слово, а «полигон». Потому что 343 Industries будут добавлять новые сюжетные истории прямо сюда, наслаивая их друг на друга в этом объемном клиенте. Это ни в коем случае не Early Access, но отчасти на него похоже.
Для новой аудитории Halo Infinite покажется очень странной игрой. Она очень медленно затягивает, не пытается подружиться со случайными проходимцами и вообще не выглядит на те деньги, которые ей приписываются слухами (речь шла о 500 миллионах долларов). Но в ней безусловно есть что-то, за что люди моего возраста или постарше полюбили видеоигры – она принуждает тебя мыслить в динамике. Будто ты пришел не просто на кнопки нажимать, а изучать боевое искусство. И это круто, потому что несмотря на очевидную несвоевременность и консервативный подход, она делается не столько ради денег или наград, сколько ради уважения к собственному наследию.