Очень долгое время я отрицал Gran Turismo — мне не нравилась вычурная серьезность и торжественность серии, которые, как мне казалось, создавали вокруг игры ауру «элитарности, недоступной для всех и каждого». Во многом так и оказалось, но порог входа в GT все равно гораздо ниже чем я думал.

На выбор входной в точки в серию у меня была лишь Gran Turismo 2009 года для PSP — идеально сбалансированный вариант для портативной консоли, который в Polyphony Digital доводили до ума почти полдесятка лет. В игре нет привычной карьеры, а основная мотивация играть заключается в коллекционировании автомобилей и постоянном желании усовершенствовать свои водительские умения.

Gran Turismo — от ненависти до любви

По сути, карманный Gran Turismo является гибридом Gran Turismo 4 и Gran Turismo 5: Prologue — из четвертой части в игру перекочевал практически весь автопарк и 35 трасс, а из пролога физический движок для автомобилей. И даже несмотря на это, Кадзунори Ямаути до релиза заявлял о том, что это полноценная часть серии (именно из-за этого у проекта нет заголовка Portable).

Главная проблема игры — ее позиционирование

Сразу же стоит оговориться, что к самому процессу вождения у меня минимум претензий. Портативная Gran Turismo в меру аркадная и в меру симулятивная. В самих гонках удручает лишь отсутствие системы повреждения у машин, а также поверхностная кастомизация автомобилей (в сравнении с основными частями серии) — эти два недостатка могли бы стать критическими в наши дни, особенно для полномасштабных проектов на стационарных консолях. Однако, учитывая, что Gran Turismo вышла в 2009 году для маленькой портативной консоли, на все мои упреки можно смело закрывать глаза, поскольку они заранее были не по адресу. Попросту бесцеремонно ожидать такого уровня проработки от железа PSP, которое и так выдает невероятную графику при 60 кадрах в секунду.

Gran Turismo — от ненависти до любви
Одна из крутейших особенностей в игре — возможность загружать собственную музыку в плейлист и слушать свой набор треков во время заездов

Главная и единственная цель в игре — приобрести все 830 автомобилей за валюту, которую можно заработать исключительно играя, играя и еще раз играя. Казалось бы, в чем проблема? Но такая прямолинейность и «игра в саму себя» постепенно лишают игрока любой мотивации продолжать дальше играть. У игрока нет промежуточных целей или задач, которые можно было бы реализовать банальными достижениями или ежедневными заданиями — скажем, проехал 1000 км и в награду за это получил 50.000 кредитов.

Gran Turismo — от ненависти до любви
Позже точно такая же система появилась в Gran Turismo Sport.

Именно такое простое и очевидное решение могло бы украсить и удлинить путь в Gran Turismo для многих игроков. И если в наши дни такие недоработки с легкостью исправляют патчами на основе реакции сообщества, то в былые времена сделанное уже было не исправить.

Окей, а теперь давайте я опишу ситуацию, которая произошла со мной прямо во время подготовки к обзору: вернувшись в игру после длительного перерыва я решил сперва вновь привыкнуть в физике вождения с помощью водительских испытаний. Немного поиграв, я зашел в автосалон и приметил TVR Cerbera Speed 12 за 259 тысяч кредитов — такую сумму можно заработать проехав пять кругов по Circuit de la Sarthe в рамках одного заезда. Выдержав 15-минутный трек и заняв первое место я вернулся в магазин и обнаружил, что набор автомобилей в магазине изменился и след от «моей» TVR полностью простыл. Фрустрация.

 

Gran Turismo — от ненависти до любви

Дело в том, что в отличие от старших частей, автосалон в Gran Turismo для PSP представляет собой не карту мира с автопроизводителями со всего света, а, скорее, динамичную доску объявлений, которая обновляется раз в два дня — к счастью или к сожалению, не реальных. Два заезда в игре приравниваются к одному прошедшему дню. Понравившуюся тачку в магазине нельзя «отложить» и приобрести ее, поднакопив нужную сумму — если за четыре заезда вы не накопите нужное количество денег, то можете смело попрощаться со своей мечтой на пару десятков виртуальных (или даже реальных) дней.

Gran Turismo — от ненависти до любви
У Gran Turismo есть три игровых режима: кастомизированные одиночные заезды, водительские испытания и классический мультиплеер.

Разработчики отобрали у игрока чувство завершенности прохождения, или, по крайней мере, упрятали его гораздо дальше, чем в прошлых играх серии. Здесь нет классических чемпионатов и по большей части игрок должен развлекать себя сам. Наиболее раздражающие аспекты в игре связаны с микромоментами, которые не относятся к гонкам напрямую, из-за чего даже после самого удачного заезда остается неприятное послевкусие от отсутствия совершенного достижения.

Но в конце концов, ни одна гоночная игра не даст вам того самого кайфа от превозмогания над самим собой, когда проезжая уже десятый по счету круг на Deep Forest Raceway, ты объезжаешь свой же призрак Nissan GT-R и улучшаешь итоговый лучший круг на несколько сотых секунд. В этом вся Gran Turismo и этого у серии уже никогда не получится отнять.