Фил Спенсер — народный герой. Это правда, потому что он нашел подход к очень чувствительной к ценовым образованиям в видеоигровой отрасли части аудитории. Подписка Xbox Game Pass уже практически стала альтернативой Netflix и как бы это на самом деле проклято не звучало, ситуация очень двоякая. Причем это не победа Xbox, как железа, или Windows, как ОС, а конкретно подписочного сервиса, который уже не просто появляется на конференции Microsoft как гость (раньше играм из подписки уделялся короткий сегмент на шоу), а как мантра, которую забивают в головы зрителей каждые несколько минут.
Я не верю в гипноз, но здесь, кажется, такой случай, когда самовнушение работает сильнее, чем реальная картина. По крайней мере пока. Давайте взглянем на Netflix: компания закупает огромное количество фильмов и сериалов прошлых лет, строит свои франшизы («Ведьмак», «Очень странные дела»), выделяет деньги на региональные рынки для авторских продуктов («Тьма», «Неортодоксальная») и делает высокую ставку на популярные для массового зрителя вещи (комедии с Адамом Сэндлером и тестостеронные боевики).
Это очень похоже на модель Xbox Game Pass, вы не находите? Microsoft включает в сделку большое количество старых мультиплатформенных проектов, строит свои франшизы (Hellblade, Avowed), выделяет деньги на региональные рынки (S.T.A.L.K.E.R 2, Atomic Heart) и делает высокую ставку на популярные для массового игрока вещи (кооперативные игры).
Такая модель 100% рабочая, но что это значит для потребителя? На короткой дистанции это приличная инвестиция в собственную библиотеку игр, особенно если вы хотите наверстать упущенное, или если эксклюзивы Microsoft для вас в новинку. На длительной дистанции к этой модели появляются вопросы и не сказать, что вам понравятся наши предположения. Начнем с того, что есть сомнение, касаемо способности Microsoft удерживать интерес к своей подписке, если речь идет о игроках-энтузиастах.
Вам в любой случае придется тратиться на те или иные игры, покупая их в Microsoft Store — потому что ААА почти не попадают в Game Pass на запуске (кроме игр от партнеров Microsoft). Второй сомнительный фактор — а будут ли сами Microsoft тратиться на игры ради нас с вами? Да, первые годы обещают быть жаркими: Hellblade, S.T.A.L.K.E.R. II, Halo Infinite, Forza Horizon 5, Fable, Starfield, Avowed, The Outer Worlds 2 и другие, бесспорно, амбициозные игры. Но что будет после этого?
Филу Спенсеру и видеоигровому подразделению действительно может быть интересно создавать одиночные крупнобюджетные проекты, но учитывая темпы производства ААА-игр и большую стоимость, мы бы не рассчитывали, что каждый год будет выходить больше двух проектов подобного масштаба. Sony несколько лет назад выбрали тактику работы на престиж и компания делает высокую ставку на то, чтобы высоко оцененный проект продавался многомиллионным тиражом и приносил огромные деньги в копилку.
Можно ли работать на престиж в контексте подписки? Можно, но не нужно. Netflix заметно гонятся за кинонаградами и не жалеют сотни миллионов долларов на производство такой картины, как «Ирландец», потому что потенциальный «Оскар» это огромный плюс для бренда в киношной тусовке. Нужно ли Microsoft гнаться за условной TGA? Кажется это вовсе необязательно — ведь на продаваемость игры это практически никак не повлияет, если она есть в подписке, а вот на востребованность консоли вполне может быть. Правда, не забываем о развитии xCloud и возможности загрузить игру на ПК. Всё что вам понадобится — 10 долларов за подписку, а месяца хватит с головой, чтобы пройти условный Starfield. Да и сам Спенсер, как мне кажется, не лукавит, когда говорит, что продажи железа это не главное.
Но Microsoft не столь важно, сколько людей будет играть в ту или иную игру на протяжении месяца. Им важно то, сколько игроков останется с ними после прохождения Starfield. И тут в дело вступает не самый приятный козырь Фила Спенсера — кооперативные игры. Forza Horizon 5, Forza Motorsport, Halo Infinite, Grounded, Back 4 Blood, Sea of Thieves, Redfall, Fallout 76, Contraband — актуальные и ожидаемые проекты с упором на мультиплеер и кооперативное прохождение. За них не нужно платить отдельную цену, всё это добро достается вам вместе с подпиской. Но в такое обычно играют неделями, а при особо удачном случае, какая-то игра может затянуть на сотни или тысячу часов.
Xbox Game Pass — выгодная и очень масштабная подписка, которую обязательно нужно иметь, если у вас есть консоль от Microsoft. Но что если я скажу, что в будущем она может изменить то, как и во что вы будете играть? Купили игру за фуллпрайс, а через две недели она уже на скидках — знакомая ситуация? А что если произойдет тоже самое, только игру будут бесплатно раздавать спустя месяц-два в Game Pass? Меньше и меньше игроков будут покупать игры на платформе Xbox, потому что любая преждевременная покупка будет превращаться в риск. Останется два варианта: либо вы будете выжидать и получите желаемое, либо будете ждать так долго, что интерес к той игре угаснет. Главная проблема — невозможно предугадать, когда появится тот или иной проект в подписке и появится ли он там вообще.
И ключевой бич любой подписки — игры там не вечные. Это касается и Netflix, и самого Game Pass. Большие проекты от сторонних студий зачастую попадают туда проездом. Это не камень в огород Microsoft, это фактор, который необходимо держать в уме, понимая, что вы не обладаете играми, за которые вы платите. Это аренда на неизвестный срок.
Меня радует, что появился демократичный способ платить за игры мало и получать много. Но с другой стороны, это всё бизнес и бизнес практически никогда не работает на пользу потребителя, даже если кажется, что всё выглядит безупречно. По этой причине я не могу однозначно сказать, кого именно **** Фил Спенсер: по беглому ознакомлению, очевидно, что конкурентов, но если углубиться чуть позже, то можно предположить, что и нас с вами заодно.