Когда мы начинаем размышлять о видеоиграх для взрослых (и под этим термином мы подразумеваем не проекты с переизбытком сексуальных или насильственных сцен, а игры, предназначенные для людей с определенным жизненным опытом), сколько всего приходит на ум, если вообще? А что это за игры вообще?
С третьей части Persona Кацура Хасино создавал JRPG, которые могли принести одинаковое количество удовольствия как старшеклассникам-студентам, так и людям, давно окончившим школу. В какой-то момент геймдизайнер решил бросить самому себе вызов, и выпустить игру, чьей ключевой аудиторией были бы люди за тридцать.
Трудности в жизни взрослого человека заключаются не в отсутствии нужного меча или брони для убийства дракона, а во внутренних переживаниях и сложностях, связанных с бременем взрослой жизни — трудности на карьерной лестнице, рутина, тяжелые отношения…
Центральной темой Catherine является любовь и конфликт между мужчиной и женщиной — Винсент, главный герой, лишенный всяких амбиций и живущий от пятницы к пятнице, переживая кризис в давно затянувшихся отношениях с Кэтрин, карьеристкой, которая желает связать свою жизнь с протагонистом узами брака. Однажды напиваясь в баре, главный герой знакомиться с молодой девушкой по имени Катрин, с которой по пьяни изменяет своей девушке. После этого каждую ночь Винсент начинает переживать кошмары, в перерыве между которыми он пытается разобраться в своей личной жизни.
Кэтрин и Катрин — две противоположности, которые отличаются буквально во всем, кроме любви к Винсенту. Они обе хороши — обе по своему красивы, обе манипулируют Винсентом и обе на него давят, заставляя главного героя сделать именно то, что они хотят. Еще на релизе в 2011-м году Catherine столкнулась с обвинениями в сексизме из-за объективизации женщин и фокусе на истории «бедного мужчины в окружении злых девушек». Однако, это не так. Винсент — нерешителен и откровенно слабохарактерный человек, которому хватило несколько стаканов выпивки, чтобы покуситься на соблазн измены, и в конце концов стать соучастником этой истории, а уж никак не ее жертвой.
И возвращаясь к заголовку — действительно страшно осознавать всю тяжесть отношений, наблюдая за историей со стороны, понимая, что все действующие лица в ней в какой-то степени виновны. И именно страх неизбежной отвественности действительно пробирает до мурашек в определенные моменты игры.
Столь злободневная и чересчур реалистичная завязка довольно редко встречается в современных видеоиграх. Это история про взрослых и для взрослых, повествующая о важности ответственности и понимая своих собственных желаний, и чем ближе вы к концу, тем выше становится накал страстей и уровень напряжения, из-за набирающих оборот событий. Но Atlus не были бы Atlus, если бы не добавили в игру мистику — по всему городу происходит странная череда смертей мужчин, которых находят в собственных постелях. Разумеется, такие события порождают слухи и обсуждения, которые буквально сводят с ума Винсента, постепенно осознающего, что он может оказаться следующей жертвой.
Вечера мы проводим за стаканом в баре, вместе со своими друзьями и случайными встречными. И конкретно эти фрагменты выполнены на высочайшем уровне: сидя за одним столиком со своими корешами ты ощущаешь себя на островке безопасности, благодаря возможности выслушать их мысли и предложения, по поводу ситуации, в которой оказался Винсент. На атмосферу также влияют завсегдатаи заведения, имеющие свои собственные истории, за логичным завершением которых мы лично наблюдаем на протяжении всей игры. И куда же без возможности заказать выпивку и услышать интересный факт об алкогольном напитке.
Немного подвыпившими, мы еле добираемся домой и засыпая, обнаруживаем себя в самом настоящем кошмаре: таинственный голос заставляет Винсента взбираться на верхушку, кажущейся бесконечной башни, угрожая смертью в случае отказа — и так главному герою нужно продержаться 9 дней подряд. В своей основе — Catherine это гибрид визуальной новеллы с пространственным пазлом. Такой необычный коктейль может застать врасплох своей контрастностью, однако подобный дуэт не только прекрасно сочетается в плане геймплейного ритма, но и вполне объясним (не)надуманной метафоричностью (жизненный путь, препятствия на нем, его неоднозначность и бла-бла-бла).

Сегмент с пазлами оказался настолько хорошим, что ему даже удалось стать нишевой киберспортивной дисциплиной (за счет возможности проходить головоломки вне сюжетной кампании и существования онлайн-матчмейкинга).
Всю нашу жизнь мы мечемся между двумя крайностями развязности и порядка, постоянно совершая выбор в пользу одной из них, и эту же дилемму разработчики Atlus изобразили в виде шкалы, положение игрока на которой определяют решения, совершаемые нами. Во время прохождения Винсенту придется ответить на множество сложных вопросов: «можно ли купить любовь?», «брак это начало или конец жизни?», «как завершить отношения?». Ваши ответы на эти вопросы в итоге сформируют концовку.
Однако, работает эта система крайне странно — не имея четкой инструкции под рукой вы вряд ли сможете выбить желаемый конец для истории. До концовки я как можно сильнее хотел продемонстрировать свою верность Кэтрин, даже игнорируя нюдсы от Катрин, которыми последняя засыпала мою личку на протяжении всей игры. И только стоило мне «неправильно» ответить на парочку расплывчатых вопросов и мой Винсент закончил в гордом одиночестве. Пожалуй, такой фрустрации от игровой концовки я уже не ощущал достаточно давно.
Catherine — проект, не имеющий аналогов в игровой индустрии, готовый поговорить с игроком о насущных вопросах, которые крайне редко всплывают в видеоиграх. Визуальный стиль и музыкальное оформление способны очаровать любого, уж не говоря о двух Катеринах. Это эксперимент, чей успех, если не финансовый, то культурный, еще не удалось повторить, впрочем, мало кто и пытался.
Несколько интересных фактов:
— Изначально разработчики планировали сделать игру о «кошмарах солдат на поле боя между одним сражением и другим», однако поняв, что большинство людей не сможет поставить себя на место протагониста, вскоре эта идея была отброшена. Однако, интересно, что идея чередования кошмаров с реальной жизни существовала с самого начала;
— У игры мощный актерский состав: Винсента озвучил Трой Бейкер (Джоэл из The Last of Us), а Катрин озвучила Лора Бэйли (Джайна Праудмур из WoW), + фанаты игр Atlus смогут услышать огромное количество знакомых голосов;
— Ни на что не влияющая вещь: действие игры происходит в «безымянном американском городке», но, благодаря нескольким внутриигровым подсказкам можно понять, что на самом деле главные герои игры находятся на космической колонии;
— Музыку для игры написал Сёдзи Мэгуро — ветеран Atlus, создавший звучание для огромного количества игр из серий Shin Megami Tensei и Persona. На YouTube есть прекрасный плейлист с лучшими композициями из Catherine;
— У игры было две обложки: на Xbox 360 красовалась Кэтрин, а уже на PS3-версии Катрин;
— Catherine доступна на PC, PS3 и Xbox 360, Xbox One и Xbox Series X|S. Расширенная версия игры с подзаголовком Fullbody доступна на PS4, PS5 и Nintendo Switch.