Нет худа без добра и добра без худа — амбициозная игра от новоиспеченной студии Experiment 101 должна была выйти еще в 2018 году, через год после своего анонса. Разработка в итоге заметно затянулась, но по словам команды, никто сильно не торопился. Работа протекала в стандартном ритме, амбиции расширялись, ну и самое главное — разработчикам удалось избежать кранчей. Что, наверное, самое поразительное — над игрой в большом открытом мире работала команда из всего 20 человек. Что из этого получилось мы и расскажем в сегодняшнем обзоре.
В конце прошлого года мы наблюдали за падением одной из самых масштабных игр поколения: это была безумно перспективная история с огромным количеством обещаний и диким даже по сегодняшним меркам бюджетом. С одной стороны, Biomutant не идет ни в какое сравнение с Cyberpunk 2077, потому что совершенно другой масштаб и подход разработчиков. С другой — две игры в открытом мире, в каждой нам рассказывают о важности создания и прокачки персонажа, много внимания уделяется билдам и боевым способностям, говорят, что очень важны решения игрока, ну и самое главное, Biomutant и Cyberpunk 2077 продаются по стандартной цене в 60 долларов.
Ждет ли Biomutant такое же падение? Мне кажется, что вероятность высока. Предположу, что разброс оценок снова спровоцирует недопонимание между прессой и игроками, потому что Biomutant — вещь на большого любителя. В ней есть действительно притягательные особенности, но отталкивающих нюансов, как мне кажется, больше.
У нас есть открытый мир и уникальный персонаж, на создание которого можно потратить от двух до пятнадцати минут. Экран создания действительно интересный, потому что выбирать приходится не только между разными расами, но и ростом, комплекцией тела, большой комбинацией раскрасок и, естественно, начальным «классом». Самое интересное — вы не можете создать просто высокого мускулистого героя с большой головой. Все параметры внешности привязаны к характеристикам: подвинете ближе к «Силе» — увеличатся мышцы, но уменьшится голова, потому что вы таким образом отдалитесь от шкалы «Интеллект». Но я бы не придавал этому много значения, так как уровни в игре прокачиваются без труда, а внешность можно изменить у одного из NPC.
Сразу следует оговориться, что привязаться к своему персонажу невозможно. Это не V из Cyberpunk 2077 — это Довакин из Skyrim или просто избранный. Все нас знают, но мы о себе не знаем ничего, а значит придется вспоминать. В самом начале нас ведет голос Рассказчика — игра позиционируется как сказка, потому ласковый закадровый голос во вступлении это отличный способ провести обучение через короткий линейный эпизод, прежде чем выпустить нашего героя в большой открытый мир. Проходит час, другой, третий, двадцатый, а голос Рассказчика нас не покидает — он здесь звучит всегда, потому что это единственный способ услышать реплики на понятном языке.
Дело в том, что все NPC говорят на вымышленном языке и если в опциях полностью отключить Рассказчика, то на слух вы не разберете ничего. Но это не главная проблема местных «диалогов» — здесь они практически неинтересные. Перевод вымышленного языка почти всегда ведется от третьего лица и это не дает совершенно никакой информации ни о характере собеседника, ни о том, что могло быть в теории важно знать нам самим. Детям такое, скорее всего, понравится, но рейтинг Biomutant 12+, а такой аудитории точно нужна более комплексная нарративная подача. Мы здесь также выбираем реплики, но зачастую это какие-то абстрактные вещи или уточняющие вопросы.
В самом начале перед нами ставят выбор: быть «хорошим» или «плохим». В Biomutant есть моральный выбор, но отыгрывать зло нельзя. В мире идет война между племенами и нам нужно выбрать одну из сторон. Одни хотят победить четырех Мироедов, чудовищ, уничтожающих мировое древо, другие хотят позволить монстрам выполнить задуманное.
И даже если наш мутант всегда будет выбирать путь насилия и откажется помогать нуждающимся, на нем это абсолютно никак не отразится, а на диалогах тем более. Единственное, на что это может повлиять — он сможет прокачивать заклинания, требующие темную или светлую ауру. Ну и, конечно же, на концовку. Для меня Biomutant стала игрой, в которой не хочется ни с кем разговаривать. И очень грустно это признавать, учитывая, сколько времени ушло на значительное расширение сценария — от 80 до 250 тысяч слов за два года.
Не каждого впечатлит и эксплоринг открытого мира. Местная карта напоминает Breath of The Wild — есть отдельные биомы, 4 ключевые локации, связанные с глобальной миссией и некий монумент в эпицентре, который невозможно не заметить (здесь это само древо). Локации усеяны различными точками интереса: это может быть чей-то лагерь, строения оставшиеся от человеческой цивилизации, подземелья и так далее. Но чем больше вы проходите, тем более предсказуемыми становятся места, в которые попадает ваш персонаж: получается уже какая-то зачистка уровня поздних Ubisoft за исключением того, что сражения в Biomutant всегда одинаковые.
Противники бывают разные: большие танки, которые могут швырнуть в вас глыбу или взрывную бочку, стрелки, снайперы, ловкачи, камикадзе, летающие враги, мелкие и крупные звери. Но разнообразие не значит ровным счетом ничего, если под них не нужно выбирать тактику. А здесь именно такая ситуация: вы сражаетесь либо в ближнем либо в дальнем бою. Подбор разного оружия тоже не влияет ни на что, кроме наносимого урона и вашего удобства.
Единственное, что помогает не соскучиться в бою — возможность использовать разные умения и проводить кое-какие комбо. Но поверьте, если вы получите мощное оружие дальнего боя, оно покажется вам более эффективным, чем мощные трюки или магия. Хотя может попасться противник в железной броне, от которого отскакивают снаряды и тогда точно придется вступить в ближнюю схватку — но такие ситуации происходят очень редко.
Вообще, Biomutant это такая игра, в которой от количества разных механик и нюансов поначалу все кажется чересчур запутанным — и это, наверное, главный бич проекта. Игра пытается охватить всё, но когда ты пытаешься удержать фокус сразу на большом количестве аспектов, это никогда к добру не приводит. В результате, здесь действительно есть потенциал удержать игрока на 50-100 часов, но хватит ли терпения хотя бы у 95% покупателей, чтобы исследовать здесь всё? Вообще не факт.
Амбиции 101 Experiment действительно пагубно отразились на финальном продукте. Как проект для желающих практиковать комбо, игра не работает, BOTW-эксплоринг тоже не совсем удался, ролевая составляющая реализована слабо. Единственная, на мой взгляд сильная сторона — это крафт оружия. Вы находите огромное количество деталей и можете слепить с их помощью уникальную вундервафлю или наносящий биологический урон ершик с легендарной ручкой. Более того, крафт очень легкий в освоении и не нужно охотиться на редких кроликов, чтобы получить какой-то материал — достаточно разобрать несколько лишних вещей в инвентаре.
Критикуешь — предлагай! Весь этот хэндмейд-подход заставил меня задуматься о том, что Biomutant совершенно спокойно мог бы занять нишу некого зельдоподобного S.T.A.L.K.E.R. Вы часто будете находиться в заброшенных зданиях, перебирать шкафчики, сундуки и т.д, собирать из найденного материала свое оружие. Иногда погружение здесь работает за счет красиво проработанной арт-составляющей и вы действительно ощущаете себя исследователем остатков погибшей цивилизации.
Если S.T.A.L.K.E.R это живое напоминание человеческой ошибки — Чернобыльской катастрофы — то Biomutant говорит о более глобальных вещах, в том числе о том, что люди сами себя погубили, жадно выкачивая ресурсы и наплевательски относясь к природе в целом. Местный арт-продакшн заставляет поверить, что звероподобные существа действительно живут в новом мире и осваивают старые технологии. И как по мне, вместо продумывания магии, диалоговой системы и ролевой составляющей, здесь можно было бы обойтись абсолютно линейным сюжетом и развитием условного скалолазания, альпинизма, возможно даже элементами выживастика. Но этого здесь нет.